Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
Когда необходимо заключение ЦПМПК:
- Специальные условия обучения и воспитания
- Переход с одного уровня образования на следующий
- Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет
- Специальные условия при проведении ГИА
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- образовательные программы (АООП), методы обучения и воспитания;
- учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника);
- проведение коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций.
Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Порядок обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи
- Конкретизация образовательной программы
Введение ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Стандарт включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Стандарт является основой для:
- разработки примерных адаптированных основных общеобразовательных программ (далее — АООП), АООП образовательной организации;
- определения условий реализации АООП, в том числе на основе индивидуальных учебных планов;
- определения требований к результатам освоения АООП;
- разработки финансовых нормативов обеспечения АООП;
- оценки соответствия, лицензирования и аккредитации, госконтроля;
- проведения текущей и промежуточной аттестации; внутреннего мониторинга качества образования; повышения квалификации педагогических кадров.
ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ОВЗ (глухие дети, слабослышащие дети, слепые дети, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра).
Разработаны четыре варианта ФГОС начального общего образования для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, кроме имеющих умственную отсталость и два варианта ФГОС для детей, имеющих в структуре умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
Варианты Стандарта и АООП:
- Для глухих: 1.1; 1.2;1.3;1.4
- Для слабослышащих и позднооглохших: 2.1; 2.2; 2.3.
- Для слепых: 3.1; 3.2; 3.3;3.4.
- Для слабовидящих: 4.1; 4.2; 4.3.
- Для обучающихся с нарушениями речи: 5.1; 5.2
- Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 6.1; 6.2; 6.3; 6.4.
- Для обучающихся с задержкой психического развития: 7.1; 7.2
- Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: 8.1;8.2;8.3;8.4
- Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями: варианты 1 и 2
Первый вариант адресован обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со сверстниками без ограничений здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. При необходимости может создаваться индивидуальный учебный план. Ребенок получает такой же документ об образовании, как и его сверстники без ограничений здоровья. Обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья, осваивая адаптированную основную общеобразовательную программу, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Обязательные предметные области учебного плана и их основные задачи соответствуют ФГОС НОО. При необходимости адаптируется содержание «трудных для ребенка» учебных дисциплин. В структуру АООП обязательно включается программа коррекционной работы.
В Программе коррекционной работы определяются специальные требования к ее результатам по отношению к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и для каждого уровня образования.
Обучающиеся, испытывающие устойчивые неуспехи при овладении содержанием большинства или всех учебных предметов, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся на обучение по другим вариантам адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Второй вариант образовательной программы: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. На основе Стандарта создается адаптированная основная общеобразовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется.
Третий вариант образовательной программы (для обучающихся с ОВЗ, имеющих в структуре нарушения легкую умственную отсталость): обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. На основе Стандарта создается адаптированная основная общеобразовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется. Выдается свидетельство об обучении.
Четвёртый вариант образовательной программы: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья ( имеющий в структуре нарушения умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость, ТНМР) обучается в пролонгированные сроки, получает нецензовое образование по адаптированной основной образовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана или по СИПР — специальной индивидуальной программе развития. Требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья выдается свидетельство об обучении.
На основании Стандарта и примерных адаптированных основных общеобразовательных программ образовательная организация разрабатывает АООП.
На сайте Министерства образования и науки Российской Федерации размещены примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ. Адрес доступа: http://fgosreestr.ru/
АООП для обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования.
Определение варианта АООП для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с учетом пожелания родителей (законных представителей).
Реализация АООП может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и отдельных организациях.
Использование специальных методов обучения и воспитания детей с ОВЗ | Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом – психологом, логопедом. Педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Используются методические приемы. Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания. Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями. Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ. Использование системы оценок достижений учащихся. |
Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ | Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Специальных технических средств обучения по адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные технические средства обучения. Во время проведения занятий в классах, где обучаются обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, проекторов, документ-камеры и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий детей-инвалидов и детей с ОВЗ | Согласно программе психологической подготовки инвалидов и детей с ОВЗ проводятся индивидуальные коррекционные занятия с педагогом-психологом. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, мультимедийные проекторы, интерактивные доски. |
Доступ к электронным образовательным ресурсам инвалидов и лиц с ОВЗ | Обеспечивается доступ к электронные образовательным ресурсам, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
Доступ обучающихся-инвалидов и обучающихся с ОВЗ в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (свободный доступ к местам занятий, наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проёмов, визуальных разметок и т. п.) | Специальные условия для свободного доступа к местам занятий предусмотрены, но в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные условия для свободного доступа к местам занятий инвалидов и лиц с ОВЗ. |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. | Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения и консультирования учащихся по организационным и учебным вопросам работа с семьей учащегося; методическая работа с учителями организация внеучебной (воспитательной) работы с учащимися оказание содействия детям с ОВЗ в организации отдыха. Психолого-педагогическое сопровождение в школе организуют педагог-психолог и классный руководитель. |
Условия для питания инвалидов и лиц с ОВЗ | Дети-инвалиды и дети с ОВЗ в школе питаются бесплатно. |
Предоставление услуг тьютера, ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую помощь | нет |
Укомплектованность штата специалистами | Дефектолог — да Олигофренопедагог — нет Сурдопедагог — нет Тифлопедагог — нет Логопед — да Медицинские работники — да Педагог-психолог — да |